История Nike

История Nike – это эталон мастерства маркетинга, на который надо равняться. Ведь Nike смог обойти такого гиганта, как Adidas, который в то время закрепился довольно крепко на рынке и показывал невероятные результаты в производстве спортивных вещей и инвентаря.
Nike
История компании Nike — это еще один пример доказывающий, что с грамотным подходом к своему делу, можно обойти любого конкурента, каким бы размером этот конкурент не обладал. Я просто не смог пройти мимо буржуйской статьи про Nike и перевел её, как человек по имени Филипп Найт (основатель Nike) обошел целую корпорацию Adidas и не дал новичку Reebok обогнать себя в производстве кроссовок для фитнесса.
Начало истории Nike.
Первые идеи Филиппу Найту о том, чтобы открыть компанию Nike пришли, когда он ещё учился в вузе. Во время учёбы в Стэнфорде, там Найт был прекрасным бегуном последнего курса Университета штата Орегон, — он наметил план по уничтожению монополии Adidas на рынке кроссовок. Он придумал путь к достижению этой цели, который лежал через использование дешевого японского труда: сделать обувь лучше и дешевле.
План был введен в действие вскоре после окончания учебного заведения в 1962 году. Найт отправился в Японию, чтобы встретиться с руководителями Tiger Onitsuka Company (далее тигром) — производителем подделки обуви Adidas. Он представился как глава компании Blue Ribbon Sports (такой компании не существовало, он её выдумал). Найт убедил фирму экспортировать образцы обуви в Соединенные Штаты на фирму Blue Ribbon, для того, чтобы его соратники смогли проверить их. Найт заплатил за образцы деньгами, которые дал ему отец. Он направил несколько пар Биллу Бауэрману, тренеру Найта по бегу из его Университета в штате Орегон, который заинтересовался этим рисковым делом. Бауэрман и Найт стали партнерами и каждый внёс по 500 долларов на покупку двухсот пар «тигров». Фирма Blue Ribbon Sports была сформирована. Найт начал ходить в высшую школу легкой атлетики, где и продавал обувь прямо из багажника своей машины.
Продажи составляли 3 миллиона долларов, когда Найт решил расторгнуть партнерство с тигром в начале 1970-х. Фирма Blue Ribbon начала производить свою собственную линию Nike (названо в честь греческой богини победы) в 1972 году.
Первые образцы обуви от Nike были украшены ныне международно-признанным логотипом, который стоил Найту всего 35 долларов. Логотип был нанесён на разработанную новую обувь с «вафельной подошвой». Это была задумка Бауэрмана, ему эта идея пришла, когда он наблюдал за своей женой, которая использовала вафельницу, для приготовления вафлей.
Строительство компании Nike.
Успех Blue Ribbon (переименованного в 1978 году в Nike) на протяжении 1970-х и в 80-е годы можно в значительной степени объяснить маркетинговой стратегией Найта. Он думал, что лучше не продвигать стандартной рекламой обувь Nike, как это делали Adidas, а лучше, чтобы эксперты-спортсмены одобрили его продукт. И вот фортуна улыбнулась Найту и его партнеру Биллу Бауэрману, который стал тренером американской олимпийской команды. Многие из лучших спортсменов команды решили надеть обувь от фирмы Nike. Конечно, когда бегуны показывают хорошие результаты, обувь, которую они носят, однозначно прославится.
Стив Префонтэйн — дерзкий и нетрадиционный американский рекордсмен, стал первым представителем обуви Nike.
После того, как теннисист Джон Макинрой повредил себе лодыжку, он стал носить обувь Nike, и объем продажи этой марки подпрыгнул с 10000 пар до более одного миллиона. Как и надеялся Найт, отзыв от знаменитости спортсмена принесли успех компании. Найт также распространил обувь для бега трусцой, с помощью умного маркетинга убедил потребителей, что они должны носить только лучшее из лучших в мире.
Air Jordans (компания) помогла процветать в 1980-х Nike. Nike совместно с Air Jordans выпустили коллекцию под названием Air Jordans. Главное лицо этой марки, конечно же, был всем известный баскетболист – Jordan. В то время он как раз находился на пике своей формы и славы. В первый год продажа обуви принесла компании более 100 миллионов долларов. Найт понял, что его первоначальная цель достигнута — заменить Adidas, как номер один в производстве спортивной обуви в 1986 году. К тому времени, общий объем продаж превысил $ 1 миллиард. Однако, пренебрегая растущим интересом к аэробике, обуви Nike пришлось столкнуться с несколькими трудностями.
Вопреки проблемам и противоречиям Nike.
Продажи упали на 18% в период между 1986—1987 г.г., так как модная обувь Reebok, стала пользоваться большим спросом в аэробике. Найт вынужден был признать, что технические достижения обуви Nike не удовлетворяют всех потребителей. Коллекция Nike Air — это был ответ Найта на Reebok. Он возродил продажи Nike, и достиг опять первое место в 1990 году.
Корпоративный Монстр, как назвали Nike, стал объектом общественного возмущения в 1990 году, когда появились истории про подростков, которые убили за Nike других подростков. Многие стали считать, что обувь Nike имеет плохое воздействие. Также были споры вокруг использования Найтом азиатских рабочих на заводе в качестве дешевой рабочей силы. Так же Найта увлекали в расизме, так как у Найта не работал не один черный. Но, несмотря на плохие новости в прессе, обувь по-прежнему хорошо продавалась.
А в 1993 году, спортивные новости проголосовали за то, чтобы Найта признали — «самым влиятельным человеком в спорте», хотя он не был ни игроком, ни тренером.
От себя хочу добавить, что мастерство маркетинга господина Найта заслуживает большой похвалы и должно рассматриваться, как важный фактор впечатляющего успеха.
Заметьте, даже сегодня Nike продолжает агрессивно использовать маркетинг, не смотря на то, что он уже очень долго является номер 1 в мире. Так и хочется сказать: “Найт, остановись! Куда ты так гонишь? Такими темпами твоя обувь скоро будет продаваться и на небе!”. А вы посмотрите, какие рекламы сегодня делает Nike, смотря их аж мурашки по коже. Действительно очень грамотный подход к маркетингу.
Даже Adidas купив Reebok не могут остановить амбиции Найта. Действительно, Найт показывает любовь, преданность к своему любимому делу. Он доказал, что если ты хочешь добиться успеха в бизнесе, ты должен поставить цель и двигаться к ней любыми путями, иногда даже следует соврать на благо своего бизнеса. Этот человек для меня является легендой эталоном в бизнесе, и честно скажу, спортивную одежду я покупаю только фирмы Nike.
Надеюсь история компании Nike будет вечной...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии